Советы по адаптации ребёнка после каникул.
Переход к режиму школы после трёх месяцев отдыха детям даётся гораздо сложнее, чем возвращение взрослых людей к работе после отпуска. Длится период такой адаптации не пару дней, как думают родители, а месяц-полтора. И если у детей старше 10–12 лет трудности носят психологический характер, то у младших школьников могут появиться и проблемы со здоровьем.
Причина этого кроется в отсутствии, как правило, привычного распорядка дня во время летних каникул. Три летних месяца ребёнок отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а теперь ему необходимо учиться, подчиняться жёстким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это очень сложно.
Помогать ребёнку входить в учебный процесс после длительных летних каникул лучше заблаговременно, и следующие рекомендации помогут сохранить хорошее самочувствие, работоспособность и здоровье в этот непростой период.
- Постарайтесь хотя бы в последние 3–4 дня каникул приблизить режим дня к школьному: начинайте каждый день будить и отправлять ребёнка спать на 15–20 минут раньше. Возможно, для этого придётся настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребёнок смотреть не будет. Вытерпите все эти «Ну, мама, пожалуйста!» и «Я на тебя обиделся». Вы-то знаете, что так действительно будет лучше.
- От того, как вы проведёте последний вечер каникул, зависит, насколько просто будет привыкнуть ребёнку к школе. Сделайте этот вечер спокойным. Поменьше упреков и ругани. Помогите ребёнку собрать портфель. Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть. Повесьте её в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не пришлось нервно искать колготки, юбки и пиджаки по всей квартире.
- Постарайтесь, чтобы ребёнок захотел пойти в школу. Почувствовать себя более счастливым перед началом учебного года ему поможет семейный пикник, увлекательная экскурсия или интересное представление – то, о чём завтра можно рассказать друзьям! Если в школе нет формы, пусть ребёнок наденет 1 сентября новый, только что подаренный наряд. В общем, настройте ребёнка так, чтобы он подумал: «А неплохо, что завтра в школу!».
- Для большинства детей важно и то, как их будят после сна. Предложите своему ребёнку подобрать любимую мелодию на мобильном телефоне, которая будет служить в качестве будильника. Просыпаться в таком случае будет чуть легче и приятней.
- К 6 годам большинство детей уже не спят днём, а ночной сон у них по-прежнему равен 11 часам. Десятилетний ребёнок спит в среднем 10 часов, а подростки 15–19 лет по 7,5–8,5 часов. Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон. Доказано, что ученики, которые высыпаются, не конфликтуют с окружающими и гораздо лучше учатся. Не позволяйте ребёнку засиживаться до полуночи за выполнением домашних заданий, и уж тем более сидеть допоздна перед телевизором или заниматься компьютерной игрой. Ненавязчиво помогите ему с соблюдением режима дня.
- Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение.
- Будет не лишним обсудить режим дня школьника вместе с ребёнком, учесть его пожелания, и в конечном итоге организовать распорядок так, чтобы ребёнок получал удовольствие от каждого прожитого дня, даже несмотря на то, что летние каникулы остались позади.
- Ребёнок должен ежедневно гулять на свежем воздухе. Младшим школьникам положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы – 2 часа, а старшеклассникам – 1,5 часа. Без этого вообще нельзя говорить о здоровье и нормальном развитии ребёнка.
- Питание школьника должно быть дробным – 5 раз в день. Начиная с 7–8-го классов допускается 4-разовое питание. Такой режим даст энергию ребёнку и не перегрузит пищеварительную систему. В период интенсивных занятий это особенно важно, так как позволяет правильно распределить силы и эффективно заниматься в течение дня.
- Важные компоненты пищи для школьников – холин и лецитин – защитники и строители нервной системы. Богатые этими веществами продукты (яйца, печень, рыба, молоко) считаются «пищей мозга». Не каждый ребёнок соглашается есть печень или рыбу, но большинство любят яйца и молоко. Если же ребёнок невосприимчив к молоку и при этом ест мало мяса, не любит рыбу, родителям следует покупать в аптеке витаминные комплексы с лецитином и холином. Также важно, чтобы в рационе ребёнка наряду с полноценной нормальной белковой пищей присутствовал такой элемент, как магний. Он содержится в орехах, семечках, какао, гречке. Богаты им рожь, овёс и зародыши пшеницы, а также бобовые, включая арахис, печёный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.
- Каша – идеальный завтрак! Овсянка богата белками и аминокислотами, гречка – хромом (помогает противостоять сахарному диабету), молибденом (улучшает усвоение железа, снижая риск анемии). Ячневая каша способствует выведению токсинов и шлаков, а пшённая – содержит витамины В5 и В3 (РР), необходимые для работы нервной системы.
- Если в школе организовано горячее питание, объясните ребёнку, что это полезнее, чем всухомятку съесть булку, чипсы или пиццу. После такого «обеда» школьник станет вялым и сонливым. И допинги (шоколад и кола) не повысят работоспособность.
- Ужин ребёнка в идеале должен состоять из овощей и молочных продуктов. Такая еда может успокоить нервную систему школьника, перегруженную в течение учебного дня. За час до сна предложите нежирный кисломолочный напиток: кефир, простоквашу, ацидофилин. Это будет способствовать нормализации кишечной микрофлоры, повышению иммунитета.
- За лето детская рука забывает, как писать, и скорость письма в начале года существенно отличается от весенних показателей. Попишите с ребёнком диктанты, это поможет тренировать внимание. Хорошо, если в этот процесс включатся все – от папы до бабушки. Чтобы «оживить» мелкую моторику пальцев перед занятиями, полезны различные «художества»: лепка, музицирование, рисование.
- Рекомендуется, особенно для младших школьников, добавить в режим дня внешкольные занятия в кружках или секциях – примерно через 2 недели после начала учебного года.
- Придя из школы, ребёнок должен пообедать, час-полтора отдохнуть и лишь после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий, причём делать их следует днём или под вечер, но не поздно.
- Чтобы создать обстановку психологического комфорта, старайтесь проводить с ребёнком больше времени вечером: разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным родительским опросником: «Как поведение и оценки в школе? Что съел на обед?». Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью.
- Ребёнку в школе не хватает физической нагрузки. В каникулы движения было столько, сколько хотелось, а теперь он вынужден неподвижно сидеть на уроках, причём по несколько часов подряд. Короткие переменки не в счёт, два урока физкультуры в неделю тоже не восполняют дефицит двигательной активности. В результате ребёнок устаёт от неподвижности. Кроме того, в период после каникул он испытывает высокую нервную и психическую нагрузку, а в этой ситуации движение является первым «лекарством». Это могут быть занятия в спортивных секциях, подвижные игры во дворе. В среднем, ребёнок должен находиться в активном движении не менее 2 часов в день.
- Обращайте внимание на жалобы ребёнка: на головную боль, боли в животе, усталость. Это не капризы. Если жалобы на недомогание продолжаются, покажите ребёнка врачу.
- Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферу. Вполне вероятно, что оценки в начале вас не порадуют. Но лень и нежелание учиться тут ни при чём. Просто весь организм ещё не настроился на учебный лад, и родители должны ребёнка морально поддержать. Ведь если у него трудности, это не значит, что он плохой.
- Первоклассники переживают учебный стресс сильнее других, и родители должны быть особенно чутки и бережны по отношению к своему ребёнку. Любые изменения в поведении малыша должны быть настораживающим сигналом. Если ребёнок начал вскрикивать или говорить во сне, если с утра он с трудом просыпается или даже жалуется на головную боль – пора бить тревогу! Ведь наша задача не только в том, чтобы дети получили хорошее образование, но и в том, чтобы они сохранили своё физическое и психическое здоровье.
Наталья Козырева,
врач Областного центра медицинской профилактики
Материал взят с сайта http://ocmp.zdrav76.ru/